close
Новости

Турция не хочет пускать российские суда через Босфор

no thumb

После инцидента с российским самолётом Су-24, сбитым ВВС Турции над Сирией, РФ приняла ряд политических и экономических положений, устанавливающих новые отношения между двумя странами. В то время как меры, принимаемые Россией, направлены на обеспечение безопасности своих граждан и закреплены на законодательном уровне, ответные действия Турции больше напоминают мелкое хулиганство.
flag-turcii1-410x231
При этом сообщается, что российские торговые и грузовые суда вынуждены по несколько часов ожидать разрешения на проход через Босфор от властей Турции.

Конвенция Монтрё

Статус проливов был установлен на конвенции в швейцарском Монтрё в 1936 году. Текст конвенции предполагал дать государствам, имеющим выход к Чёрному морю, особые права в сфере отстаивания своих интересов в Босфоре и Дарданеллах. Согласно конвенции Турция имеет право закрывать оба пролива для прохода военных судов только в случае официального объявления войны.

«Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для российских кораблей и судов, направляющихся в Сирию — это будет нарушением международного права и конвенции Монтрё в частности, а ведь ее подписало большинство государств мира на тот период времени», — приводит РИА Новости комментарий бывшего начальника главного штаба ВМФ РФ Виктора Кравченко.

В статье 2 Конвенции устанавливается право свободного прохода торговых судов через оба пролива в мирное и военное время. Согласно статье 6, Турция может ограничить право свободного прохода через проливы, приказав иностранным судам осуществлять вход в проливы исключительно в дневное время суток. Проход через Босфор и Дарданеллы должен осуществляться по курсу, который установят турецкие навигаторы. К таким мерам Турция может прибегнуть только в случае возникновения непосредственной военной опасности.

«»Ключи» от Черноморских проливов, их правовой режим регулируется правовой конвенцией Монтрё 1936 года о режиме Черноморских проливов. Смысл этой конвенции заключается в том, что Турция не может по своему усмотрению взять и закрыть Черноморские проливы, поскольку конвенция четко и недвусмысленно предусматривает такую возможность только в том случае, если Турция является воюющей стороной по отношению к флагу государств, которые намерены пройти через Черноморские проливы», — сообщил РИА Новости руководитель Центра морского права Василий Гуцуляк.

Однако в тексте Конвенции Монтрё не содержится конкретного определения условий, образующих непосредственную военную опасность, и предлагается определять её по ситуации.

Вольная трактовка

В 1994 году Турция приняла так называемый Регламент судоходства в проливах. Этот регламент, принятый в одностороннем порядке, позволяет турецким властям нарушать права других государств на проход судов через Босфор и Дарданеллы, пользуясь целым рядом весьма пространных и широко трактуемых обстоятельств.

Турция проигнорировала все опасения, что этот регламент противоречит положениям Конвенции Монтрё и нарушает права других государств на судоходство в Босфоре и Дарданеллах.

Турция: Без комментариев

НАТО, членом которого является Турция, поспешил выступить с заявлением об отсутствии перемен в статусе Черноморских проливов в связи с растущим напряжением в отношениях с Россией.

«Пока я не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство через проливы. В течение десятилетий Турция очень серьезно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции в Монтрё. Я полагаю, что ситуация не изменится», — приводит РБК слова американского политэксперта Дугласа Льюта.

Несмотря на позицию альянса, ни турецкая дипмиссия в РФ, ни министерство иностранных дел Турции не стали комментировать возможное изменение режима прохода российских кораблей через Босфор и Дарданеллы.

28 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в интервью назвал апокалиптическим сценарием возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для российских судов. В то же время он отметил, что степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Отношения между Москвой и Анкарой ухудшились после того, как фронтовой бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими истребителями F-16. Самолёт упал на севере Сирии у границы с Турцией, командир экипажа Олег Пешков погиб, штурман Константин Мурахтин был спасен. Кроме того, в результате обстрела сирийскими боевиками вертолёта, вылетевшего на поиски экипажа бомбардировщика, погиб один морской пехотинец.

28 ноября президент России Владимир Путин подписал указ о введении ограничительных мер в отнрв отношении Турции.

Оставить комментарий