close
no thumb
Месторождение каменной соли вблизи села Тыреть (Заларинский район) было открыто в 50-х годах прошлого века случайно: геологи искали нефть, а нашли соль. Причем очень хорошую — чистейший натрий хлор, без каких-либо химических примесей. Соли оказалось столько, что только разведанных запасов хватит на сотни лет. Если же говорить о более далекой перспективе, то размеры пластов позволяют разрабатывать месторождение в течение нескольких тысячелетий.
Лифт опускается на глубину в 580 метров, и взгляду открываются грандиозные своды внутри соляного кристалла
Главный транспортный штрек.
Когда работает «Урал», то начинается настоящая метель и воздух становится соленым.
Здесь нет, как в угольных шахтах или слюдяных штольнях, страха и приступов клаустрофобии — очень просторно, свежий воздух, чисто, сухо и тепло.
В основном рабочем штреке напротив каждой пары камер находится солеспуск — узкая шахта глубиной около десяти метров, в которую ссыпают добытую соль.
Каменная соль сияет как брильянт в свете шахтерского фонаря.

Так описывает Тыретский солерудник популярное издание «Иркутская область. Книга рекордов». Сегодня этот уникальный природный объект стал персонажем нашего проекта «50 чудес Иркутской области», который газета «СМ Номер один» проводит совместно с правительством региона.

Солерудник в поселке Тыреть Заларинского района, который по праву входит в список пятидесяти чудес Иркутской области, мог быть с равным успехом представлен в номинации «Самое полезное для здоровья производство». А сами рабочие с гордостью говорят, что это последнее место в области, где еще что-то добывают под землей в промышленных масштабах… И наконец, это просто самое красивое место работы, как увертюра Эдварда Грига «Пещера горного короля», — внутри огромного кристалла соли, на глубине 580 метров под Московским трактом.

Несмотря на минимальную травматичность производства, всех спускающихся в штрек строго инструктируют по технике безопасности. Правила простые: в одиночку передвижение по подземелью запрещено, расстояния более километра можно преодолевать только на специальном транспортном средстве «Крот». К спуску допускаются люди только в специальной форме, с шахтерским фонарем на каске и обязательным «самоспасом», кислорода в котором хватает на три часа «в отсидке», то есть если завалит и придется ждать спасения. Курить и справлять естественные надобности можно только в строго отведенных для этого местах — чтобы, не дай Бог, не понизить качество продукции, которая здесь везде, в том числе хрустит под ногами.

Спуск осуществляется по одному из двух створов — основному или вспомогательному. Это шахта вглубь земли, диаметром шесть метров. Шахта выложена чугунными кольцами — изогнутыми пластинами толщиной до ста миллиметров, которые, скрепленные болтами, образуют чугунное жерло спуска, в котором движется вниз лифтовая клеть. От поверхности до залежей каменной соли шахта проходит через шесть водоносных слоев. Но в самом штреке практически нулевая влажность — все поглощает соль.

Наглядная деталь техники безопасности: параллельно лифту от поверхности до штрека идет простая металлическая лестница — на тот случай, если лифт сломается. Но при этом кто-то умный рассчитал, что самоспаса не хватит на то, чтобы выбраться по лестнице на поверхность вручную. Поэтому на полпути к поверхности, на глубине 280 м, есть перевалочная площадка, на которой хранится запас свежих самоспасов.

Клеть спускается на глубину 580 метров под уровнем земли — это самая середина соляного пласта. Вся разработка каменной соли идет на одном горизонте — уклон его составляет не более одного градуса. От клети к очистным камерам — коридорам, в которых идет разработка соли, — ведет главный транспортный горизонт, расстояние до выработки, до нулевого пикета около двух с половиной километров. Раньше рабочие от лифта шли до рабочего места пешком.

Два года назад для их перевозки за 800 000 руб. закупили «Крота», транспортно-доставочную машину, похожую на марсианский БМП, приплюснутую как таракан. Говорят, когда ее перевозили из Иркутска, ее останавливали на каждом посту ГАИ и интересовались, что это за чудо.

В штреке постоянная температура. Температура породы — десять градусов, но в штреке за счет принудительно нагнетаемого и подогреваемого калориферами воздуха — восемнадцать. Недавно вентиляционную шахту обшивали новыми досками, поэтому в штреке ощутимо пахнет лиственницей.

Общая длина всей выработки, всех соляных коридоров составляет чуть более 35 км. Главный транспортный штрек сворачивает и идет дальше на рабочий горизонт. Он представляет собой двустороннюю гребенку, в которой от основного штрека в обе стороны расходятся параллельные коридоры, в которых идет добыча каменной соли: вправо располагаются коридоры длинной в 270 м, влево — 240. Коридоры разделены между собой целиками шириной 21 м — это перегородки и одновременно стены соседних коридоров, предохраняющие коридоры от обрушения свода и стен.

Сами уже отработанные коридоры представляют собой величественные залы высотой в четырнадцать и шириной в 11,2 метра. Всего сейчас на этом горизонте находится 35 пар коридоров. Когда они будут полностью выработаны, предприятие начнет разрабатывать новый горизонт, находящийся на этой же глубине. Для того чтобы свод не обрушился, над ним находится еще до двух метров соляного пласта до обычной земли.

Чтобы коридор был идеально прямым, через каждые насколько десятков метров с потолка свисают по три веревочки, к которым в качестве груза привязаны кристаллы каменной соли. Это направляющие — в свете фонарей все кристаллы-грузы должны сиять одним огоньком, выстраиваясь в идеально ровную прямую, задающую направление движения выработки.

Соль добывают «Уралами», в зависимости от размера — «Урал-10», «Урал-20», «Урал-70». Это горно-выемочная машина совершенно фантастического вида — с зубчатыми режущими дисками, дисками-забурниками сзади и с правого боку и отбойником наверху — это зубчатый вал, называемый кочаном, который бурит свод.

В основном рабочем штреке напротив каждой пары камер находится солеспуск — узкая шахта глубиной около десяти метров, в которую ссыпают добытую соль. Под рабочим горизонтом находится нижний конвейерный горизонт — конвейеры доставляют добытую соль в нижний бункер — это самая глубокая точка рудника, 640 м. Оттуда соль доставляется на поверхность двумя скипами — это квадратный лоток с открывающимся дном вместимостью пятнадцать тонн (это столько, сколько ссыпает один грузовой транспорт в солеспуск за раз). За семичасовую смену наверх может уходить до 90 скипов. Сейчас рудник работает по двухсменному графику.

Солерудник — очень красивое и необычное место работы. Здесь нет, как в угольных шахтах или слюдяных штольнях, страха и приступов клаустрофобии — очень просторно, свежий воздух, чисто, сухо и тепло. Здесь очень красиво — в свете фонарей на касках искрится инеем соляная пыль, оседая на губах, а когда работает «Урал», то начинается настоящая метель и воздух становится соленым. Далекие белые своды над головой светятся матовым отраженным светом.

Это самое здоровое производство — здесь не работают в масках и респираторах. Нет профессиональных заболеваний — пронизанный солью сухой воздух считается очень полезным для органов дыхания, и работники солерудника рассказывают, что периодически к ним в штольни просятся больные туберкулезом — просто подышать.

И наконец, это самый малотравматичный вид производства. За все время существования солерудника здесь был только один случай травмы со смертельным исходом. Два года назад на машиниста комбайна Сергея Осипова по нелепой случайности обрушился пласт соли со свода — подмыли подземные воды. Его коллеги говорят о мистике цифр — это случилось в ночь с пятницы на субботу 06.06.06.

источник : www.pressa.irk.ru

»crosslinked«

Теги: Иркутская областьПодземный городТыреть

Оставить комментарий