close
no thumb

в продолжение темы

«Южный Наварон»

Форт «Мавдед» был изначально построен для размещения тяжелой артиллерии, обеспечивающей фланкирующий огонь вдоль южной части канала. Эта артиллерийская группировка называлась «Южным Навароном». Форт сильно отличается от остальных большими размерами (около 250 метров в поперечнике) и усиленн противопехотным вооружением (стоят 6 спарок 12,7-мм пулеметов М2НВ)

Спаренные установки 12,7-мм пулеметов Браунинга

Во внутреннем дворе форта были построены 6 (шесть, а не 4 как пишут в Израильских источниках) артиллерийских полукапониров. Все они были соединены между собой потернами. Вначале там стояли отечественные 122-мм пушки Д-74 (захваченные у Египта). После израсходования боеприпасов к ним, стволы заменили на 152-мм от пушки-гаубицы Д-20 (Д-74 и Д-20 использовали одинаковый лафет), а когда трофейные боеприпасы и для Д-20 закончились, были установлены Французские гаубицы М-50. Огонь велся в первую очередь по Египетскому городу Суэц. Стреляли методично, уничтожая квартал за кварталом. К 1973 году город был разрушен до основания, после войны отстраивался заново на деньги всех Арабских государств.

Внутренний двор форта с полукапонирами, стволы гаубиц М-50, потерна

В момент капитуляции форта расчеты подорвали 5 из 6 полукапониров.

Амбразуры подорванных полукапониров

Один полукапонир, якобы, достался Египтянам неповрежденным.

Общий вид, гаубица М-50 внутри капонира, стеллажи боеприпасов

К сожалению, по нему больше вопросов, чем ответов. Израильтяне вообще пишут, что стволы 155-мм гаубиц М-50 накладывались на Русские лафеты, что конечно, невозможно технически. На полу взорванных полукапониров просматриваются основания и части стационарных казематированных установок. Единственное, что совпадает, это устройство стеллажей боеприпасов, – во взорванных они такие же. Скорее всего, он был также взорван, а потом грубо восстановлен в музейных целях. Кроме того, в «Южном Навароне» располагались, как пишут Израильские источники, «ДЛЯ САМООБОРОНЫ» 2 160-мм Советских миномета обр. 43 гг. Для меня, как артиллериста, в этих словах звучит музыка, – пожалуй, посильней «Фауста» Гете (как говаривал любимый вождь Советских артиллеристов), то есть я хотел сказать, посильней «Беспокоящей стрельбы по дорогам» из 280-мм гаубиц в Советско-Финскую войну! Вес мины такого миномета — более 40 кг, а дальность стрельбы свыше 5 км! Это те самые дивизионные минометы, при обстреле из которых немцы подавали сигналы воздушной тревоги! Куда там «сарайчикам» Линии Мажино с их 81-мм минометами!

В центре форта расположен КП Южного сектора обороны:

Вход в штабной комплекс, внутренние помещения (на фото не я, а самоходная масштабная линейка – в момент снимка он объясняет мне что лучи «Звезды Давида» символизируют Арабские страны (Ирак, Ливан, Иран, Египет, Сирия, Иордания), которые Израиль поклялся уничтожить)

«Северный Наварон»

Боль моя… Я его не нашел… Ехал, в принципе, только ради него, – именно здесь стояли ТОТы на базе ИС-3, здесь закончилась их боевая карьера, — а я вообще неравнодушен к отечественным тяжелым танкам. Вот 2 цитаты по «Северному Наварону» из Израильского источника.

Первая: «Наиболее интересно применение танков ИС-3 (их в Израиле называли «танк Сталин» или «танк Сталин-3»). С нескольких таких танков были сняты двигатель и трансмиссия, на освободившемся месте размещён дополнительный боезапас, а сами танки установлены на наклонных бетонных поверхностях, позволявших придавать стволам их пушек угол возвышения в 45 градусов (максимальный угол возвышения 122-мм пушки Д-25Т танка ИС-3 составляет по разным источникам 18 или 22 градуса). Два таких ИС-3 использовались в ходе Войны на истощение 1969-1970г.г. в опорном пункте (ОП) «Темпо» линии Бар-Лева (самый северный ОП из расположенных вдоль Суэцкого канала, в 10 км к югу от Порт-Саид), ещё два — в ОП «Будапешт» (на берегу Средиземного моря, в 12 км к востоку от Порт-Саид). После истощения запасов трофейных боеприпасов к пушкам Д-25Т использование танков ИС-3 прекратилось. Известно только, что в ходе войны 1973 г. 1 такой танк имелся (но не использовался) в ОП «Будапешт»».

Вторая: «На северном участке это были 4 танка ИС-3, превращённые в статические (двигатель, трансмиссия и топливные баки убраны, на их место установлена дополнительная боеукладка) — 2 в опорном пункте («маоз») «Будапешт» и 2 в ОП «Милано» После 1970 г. использование ИС-3 прекратилось, а в «Будапеште» был построен т.н. «Северный Наварон» — такой же, как и Южный, но сразу с М-50».

Я «намотал» по указанным участкам 300 км. Там творится что-то невообразимое – ведется осушение большого участка побережья, строятся огромные дамбы (типа нашей Кронштадтской), там, где дамбы недостроены, ходят паромы (все бесплатные). Часть территории осушена, часть осушается. Понять, где старая линия побережья, где новая невозможно. Возможно, эти ОП уничтожены в процессе этих работ.

Byd

Не исключено, что ствол гаубицы М-50 в музее Порт-Саида — все, что осталась от Северного Наварона

Вторая линия обороны

На расстоянии 1,5 — 3 км от пояса фортов проходит рокадное шоссе, прикрытое вторым земляным валом высотой от 7 до 12 метров.

Вторая линия обороны состояла из 11 ротных ОП (т.н. «Таоз»), на расстоянии 8-12 км от канала. Они служили местами дислокации мобильных частей прикрытия канала (роты танков и мотопехоты, батареи САУ) + отдельные ОП на перевалах.

Все они были брошены Израилем еще до подхода Египетских частей и никакой роли в обороне канала не сыграли.

Полевая Артиллерия и ПВО

Полевая артиллерия вблизи канала включала 12 артиллерийских батарей (52 ствола) вблизи канала. Далее цитата из Израильского источника.

«Вдоль канала были размещены две батареи 155-мм САУ М-50, а также батарея 155-мм М-50, батарея 175-мм САУ М107 из 55-го дивизиона «Дракон» (две другие батареи этого дивизиона были на Голанах). Дивизион «Решеф» (две батареи 155-мм САУ М-50, а также батарея 155-мм М-50 плюс два 160-мм миномёта, один их которых ещё не был размещён на позиции, — в «Южном Навароне»). На территории всего остального Синая имелся ещё только один дивизион – 403-й «Эйаль» (3 батареи 155-мм САУ L-33). Кроме того, утром 06.10.73 в Синай прибыли две батареи (155-мм САУ М-50) из артиллерийской школы БААД-9, но к началу войны они всё ещё не были размещены на позициях (к тому же, только 2 орудия были исправны).

Части ПВО включали 2 ЗРК «Хок» и 6 батарей зенитной артиллерии вдоль канала, ещё 2 ЗРК «Хок» и несколько батарей зенитной артиллерии находились на юге Синая. Одна из батарей «Хок» находилась на берегу Суэцкого залива, другая – вблизи аэродрома Офир (по одному из источников, эта батарея являлась муляжом, хотя возможно, что в том районе находились как настоящая, так и ложная батареи)».

Стоимость укреплений линии Бар-Лева составила 238 миллионов долларов. 80% этой суммы ушло на земляные работы.

Оставить комментарий