close
no thumb

Подводные лодки типа XXI — серия дизель-электрических подводных лодок Третьего рейха. Всего было построено 118 лодок данного типа в период 1943 по 1945 гг.

База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

Подлодки XXI серии оказали влияние на все послевоенное подводное судостроение. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода. В проекте был применен ряд революционных новшеств — электромеханическое заряжение торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрыте, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.

Разработка лодок XXI серии.

Для выпуска конструкторской документации и координации работ предприятий, участвующих в строительстве лодок и поставках оборудования в сентябре 1943 г. было организовано специальное конструкторское бюро Ingenieurbüro Gluckaüf. Его директором был назначен один из инициаторов создания ПЛ XXI серии — Х. Эльфкен. К концу 1943 г. в штат бюро входили 1200 человек, рабочий день которых длился 12 часов при трех выходных днях в месяц. Оно расположилось в центре Германии в безопасных от бомбардировок горных городках Бланкенбурге.

В начале декабря 1943 г. бюро в основном завершило разработку проектных материалов ПЛ XXI серии, выпустив менее чем за 4 месяца 18400 рабочих чертежей. В Бланкенбурге изготовили деревянный макет ПЛ в натуральную величину, на котором отрабатывалась компоновка помещений, уточнялась последовательность монтажа оборудования, снимались шаблоны для предварительного изготовления всех трубопроводов, имевших диаметр более 30 мм.

Разработанный график отводил на строительство каждой лодки 6 месяцев (176 дней):

  • 16 дней — прокат металла и его транспортировка;
  • 40 дней — изготовление деталей корпусных конструкций и сборка «сырых» секций;
  • 5 дней — транспортировка корпусных блоков на верфь для монтажа оборудования;
  • 5 дней — монтаж оборудования в блоках;
  • 4 дня — транспортировка блоков на сборочную верфь;
  • 50 дней — сборка ПЛ из блоков (стапельные работы);
  • спуск;
  • 6 дней — достроечные работы на плаву;
  • 5 дней — заводские ходовые испытания.

Перевозка блоков, масса которых составляла 70—130 т, с одного предприятия на другое осуществлялась на понтонах по внутренним водным путям.

БРЕМЕН , БУНКЕР «ВАЛЕНТИН»

В 1943 году немцы собирались возвести защищенное укрытием сборочное предприятие на берегах реки Везер в Фарге, под Бременом. Согласно специальному заказу, следовало создать производственный комплекс для сборки лодок XXI серии. По существу это была огромная сборочная линия: лодки проходили через несколько этапов сборки, и в конце этого цикла их перемещали в «мокрый» док, а затем выводили из бункера в реку Везер.
База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»
Основные цеха, предназначенные для сборки лодок XXI серии, находились на судоверфях Blohm & Voss в Гамбурге и AG Weser в Бремене; больше всего лодок выпускала Blohm & Voss. Эта судоверфь стала объектом постоянных налетов союзных бомбардировщиков, и в итоге ей был нанесен серьезный ущерб. В итоге основные работы по сборке новейших лодок планировались производиться на судоверфи AG Weser, для защиты которой было начато строительство бункера «Валентин».
База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»
Строительные работы закончились 7 апреля 1945 года, к этому моменту бункер был готов примерно на 90 процентов. Если бы его возведение удалось довести до конца, он имел бы важнейшее значение.
База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

Для размещения сборочной линии ПЛ XXI серии было решено использовать одно из самых крупных и мощных укрытий «Valentin» вблизи Бремена. Это укрытие имело длину 450 м и ширину 100 м. Толщина его бетонных стен достигала 3-4,5 м, перекрытий — до 7,3 м, что позволяло выдерживать удары десятитонных авиабомб. Внутри укрытия, как на автозаводе, был организован сборочный конвейер с тринадцатью построечными позициями, каждая из которых предназначалась для выполнения определенных операций. Перемещаясь от одной позиции к другой, лодки собирались из блоков и последовательно доводились до спусковой готовности. В конце сборочная линия выходила в док-камеру, в которой ПЛ спускались на воду. На последней 13-й позиции у стенки достроечной набережной проводились завершающие строительные операции, выполнялись вывеска и кренование лодок.

База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

Для проведения ходовых испытаний ПЛ выводились из укрытия через бронированные двери и по реке Везер выходили в Северное море. Согласно строительному графику, вывод готовых ПЛ XXI серии из укрытия «Valentin» должен был производиться через каждые 56 часов.

База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

Однако полностью реализовать намеченные планы и организовать строительство ПЛ XXI серии в бункерах-укрытиях немцам не удалось. К тому же в конце марта 1945 г. английские летчики сумели поразить «ахиллесову пяту» укрытия «Valentin» — район 5-й и 8- й построечных позиций, где толщина перекрытия была минимальна и составляла 4,5 м. Две десятитонных авиабомбы окончательно остановили сборочный конвейер «электролодок».

База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

В результате воздушного налета Королевских ВВС 30 марта 1945 года было сброшено 15 бомб «Толлбой», шесть из которых попали в бункер. Часть из них пробила недостроенное сооружение, но внутри повреждения оказались незначительными.

База-бункер немецких подводных лодок « ВАЛЕНТИН»

»crosslinked«

Теги: "ВАЛЕНТИН"База-бункер немецких подводных лодокБремен

Оставить комментарий