close
no thumb

В субботу исполнилось 25 лет с заступления на боевое дежурство первого ракетного полка железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). 20 октября 1987 году БЖРК приступил к выполнению боевой задачи под командованием подполковника В. Спиридонова.


Работы по созданию БЖРК с ракетой РС-22 (SS-24 «Scalpel») начались в середине 1970-х гг. Разработчиком выступало КБ «Южное» украинского Днепропетровска под руководством конструктора Владимира Уткина. Сборка БЖРК осуществлялась также на Украине в Павлограде. Его полевые испытания проходили в 1985-1987 гг. В ходе них было произведено 32 пуска ракет и пройдено более 400 тысяч километров по территории страны. 28 ноября 1989 года комплекс был принят на вооружение.

БЖРК конструктивно представлял собой железнодорожный состав из двух-трех тепловозов и специальных вагонов, которые внешне были похожи на пассажирские и рефрижераторные. В вагонах размещались транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с межконтинентальными баллистическими ракетами, пункты управления пуском, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав и системы жизнеобеспечения.

Боевое дежурство БЖРК и пуск ракет осуществлялись как на пунктах постоянной дислокации комплекса, так и на маршрутах боевого патрулирования (МБП). В качестве МБП использовались участки железных дорог общего пользования. Структура построения БЖРК давала возможность использовать комплекс, как в составе, так и отдельными частями (автономными пусковыми модулями).

Высокая мобильность БЖРК достигалась возможностью быстрого перемещения по железным дорогам. Его способность рассредоточиваться обеспечивала неопределенность местоположения, что являлось основой высокой живучести в войне с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

Конструктивные и технические решения, заложенные в комплекс, позволяли обеспечивать длительное боевое дежурство и жизнедеятельность в автономном режиме за счет возимых запасов горюче-смазочных материалов, продовольствия, воды и автономных источников электроэнергии.

Всего на территории СССР было развернуто три ракетные дивизии, которые располагались под Костромой, Красноярском и около Перми. В их составе находилось 12 полков-поездов, оснащенных 36-ю ракетами, каждая из которых несла 10 мощных ядерных боезарядов.

По истечении гарантийных сроков эксплуатации ракет РС-22 и железнодорожного комплекса было принято решение об их ликвидации. В настоящее время все комплексы полностью выведены из состава ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Последний поезд БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства 12 августа 2005. Он был направлен на базу хранения в Пермскую область, его пусковые установки ликвидировались на центральном ремонтном заводе РВСН в Брянске, а ракеты в Перми.

Ставить точку в истории БЖРК еще рано. По словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, «в настоящее время проводятся работы по возможному созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса, однако окончательное решение по нему не принято».

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной официальным представителем Управления пресс-службы и информации МО РФ по РВСН Вадимом Ковалем.

Тактико-технические характеристики комплекса

Дальность стрельбы,км: — 10100
Головная часть
— мощность заряда, Мт: — 10 х 0.43
— вес головной части, кг: — 4050
Длина ракеты, м
— полная: — 23.0
-без головной части: — 19.0
-в ТПК: — 21.9
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м: — 2.4
Стартовый вес , т: — 104.80
Полетная надежность: — 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс: — 31
Скорость движения, км/час: — 80
Первая ступень
— длина,м: — 9.7
— диаметр,м: — 2.4
— вес,т: — 53.7
— тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс: — 218/241
Вторая ступень
— длина,м: — 4.8
— диаметр,м: — 2.4
— тяга ДУ,тс: — 149
Третья ступень
— длина,м: — 3.6
— диаметр,м: — 2.4
— тяга ДУ,тс: — 44
Пусковая установка
— длина,м: — 23.6
— ширина,м: — 3.2
— высота,м: — 5.0
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2
— в продольном направлении: — 0.3
— в поперечном направлении: — 0.2

Теги: БЖРКРВСН

Оставить комментарий